№04, апрель 2011, Вокруг бизнеса/Частное мнение - Гендерное равновесие
Разделение бизнесов на женские и мужские является надуманным. Существуют эффективные управленцы и аутсайдеры менеджмента, и половая принадлежность на это никак не влияет.

 О роли женщин в развитии бизнеса и возрастающей политической и общественной активности представительниц прекрасного пола в России обычно ведется масса разговоров в первой декаде марта. Это традиционное «весеннее обострение» гендерного вопроса можно наблюдать в нашей стране каждый год. Впрочем, такой единовременный всплеск внимания к женщине — в политике, бизнесе, семье, рассуждения о «правильной» женской доле в современном мире одновременно могут служить индикатором общественного здоровья или, скорее, скрытых недугов. И уже работа специалистов — поставить диагноз тому, что происходит вокруг: проявление это обыкновенного гендерного шовинизма, комплексы неполноценности или ужесточившаяся борьба «альфасамцов» мужского и женского пола за ресурс и среду обитания? Пять лет постоянной работы с нижегородскими предпринимателями и взаимодействие с их за рубежными коллегами дали мне возможность понять, насколько надуманным в нашей российской действительности является пресловутый «женский» вопрос. В Америке эта тема считается неприличной, в Старом Свете — дурным тоном. По сути, цивилизованные страны давно переболели эмансипацией, которая уступила место тотальной гендерной политкорректности и толерантности в стиле «унисекс» во всех сферах жизни. В нашей стране — с ее историческими «качелями» от домостроя и до кухарок, до сих пор расправляющихся с государством на разных его «этажах», с отъявленными домохозяйками и убежденными бизнеследи — женский вопрос актуален и вечен. И пусть любимый дамами мартовский праздник «согласия и примирения» мужчин и женщин давно позади — дайте лишь повод поговорить «о наболевшем». Как правило, современные женщины попадают в бизнес двумя путями – по призванию и по принуждению. Первые целенаправленно учатся предпринимательству в вузах и бизнес-школах, постигают искусство управления на специальных курсах и тренингах. Вторых, по их собственному признанию, «жизнь  заставила»  стать предпринимателем или превратиться в профессионального управленца, сделать карьеру руководителя. Хотя, наверное, уже не важно, что именно побудило ныне успешных бизнес-леди заняться «неженским» делом, главное — результат. По большому счету, в предпринимательстве нет четкого разделения бизнесов на женские и мужские — это наши стереотипы. Есть эффективные управленцы и аутсайдеры менеджмента, и половая принадлежность на предпринимательский успех не влияет. Существует стандартный набор качеств и навыков, характерный для талантливых лидеров — универсальный для джентльменов и леди. Правда, как показывает практика, женщины-лидеры почему-то легче перенесли последний кризис, нежели мужчины, несмотря на то что представительницы слабого пола считаются более эмоциональными и менее рациональными, чем логичные и расчетливые «воины» делового мира. Многие бизнесы, во главе которых стояли мужчины, рухнули в кризис – упали и не смогли отжаться. Возможно, именно эмоциональная гибкость и далекая от логики интуиция позволили бизнеследи более успешно адаптироваться к стремительно меняющимся условиям внешней среды — приспособиться, «врасти» в ситуацию и начать менять мир вокруг себя, в своей профессиональной сфере. Но вот что удивительно, как и до кризиса, так и сейчас соотношение бизнес-леди и бизнесменов в деловом Нижнем Новгороде остается практически неизменным: по моим ощущениям, пропорция 40 на 60% почти не меняется. Возможно, это «равновесие» лишний раз подтверждает, что успех в бизнесе не зависит от гендерной принадлежности. Просто произошел  классический «естественный» отбор — эффективные управленцы сумели победить и вывести компании на новые «орбиты», создать новые бизнесы, а лабые проиграли битву за ресурс и среду обитания.

 


Смотри также:
© Нижегородский Бизнес Журнал
Тел.: (831) 296-09-70, 296-09-71, 296-09-72, 411-52-98
ул. Горького, 117, оф. 510 (БЦ «Столица Нижний»)