№12, декабрь 2010, Полигон/Рынки - "ДОХОДЫ ИЗ ОТХОДОВ"
Россия горит желанием пойти по стопам европейских стран, давно научившихся превращать отходы в доходы без вреда для экологии, и поэтому создает новую отрасль – отходоперерабатывающую. Что может помешать реализации светлой мечты?

 

Накопление мусора, опасные свалки и неумение цивилизованно обращаться с отходами производства и потребления – долгоиграющая российская проблема. Однако пока у нашего государства не только не получается сделать бизнес на вовлечении отходов в хозяйственный оборот, но и элементарно минимизировать вред, который остатки нашего труда и жизнедеятельности наносят экосистемам.
Оптимисты склонны верить, что вскоре ситуация изменится к лучшему, поскольку сегодня Россия переживает исторический момент – создание отходоперерабатывающей индустрии, которая позволит в массовом порядке превращать мусор в полезное сырье. Пессимисты, напротив, уверены, что благие намерения приведут к появлению новой бюрократической надстройки и повышению финансовой и административной нагрузки на бизнес. Есть два пути – оставить все, как есть, или рискнуть заработать на мусоре.
 
Большая свалка
Академик РАЕН, эколог Александр Косариков неоднократно рассказывал «Нижегородскому Бизнес-журналу» о том, что в России проблема полигонов, в том числе токсичных отходов, решается примитивно, методом «выжженной земли» - за счет освоения новых территорий или расширения существующих захоронений. Это и проще, и гораздо дешевле, чем обезвреживать опасные свалки, «лечить» зараженную землю и строить современные хранилища.
Экологи считают, что даже в кризисный период «отходную» проблему нельзя переводить в разряд отложенных, поскольку речь уже идет – ни больше, ни меньше – о  прямой угрозе безопасности страны. Ждать наступления лучших времен опасно. Положение дел в сфере обращения с отходами в России таково, что любая экономическая активность негативно сказывается на экологии. О таких рисках говорили участники тематической конференции на XV международном научно-промышленном форуме «Россия Единая». Темпы роста образования токсичных отходов достигают 15-16% в год, значительно опережая темпы роста ВВП. Этой цифры достаточно, чтобы понять, насколько критична ситуация.
«В конце января 2008 года Владимир Путин на заседании Совета по вопросам обеспечения экологической безопасности говорил о том, что проблема накопления отходов производства и потребления является одним из основных узлов экологической безопасности России, - вспоминает заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ Михаил Сорокин. – На территории страны за последние 50 лет, по разным подсчетам, скопилось от 80 до 100 млрд тонн отходов. При этом их переработка промышленным путем составляет всего лишь 5-7% от общей массы».
В России отсутствует единая система промкомплексов по переработке отходов и
единой нормативно-правовой базы по обращения с отходами. «Законодательные акты, регламентирующие обращение с отходами, направлены на утилизацию и находятся в ведении муниципалитетов, зачастую не располагающих необходимым финансовым обеспечением данной деятельности», - отмечает член СовФеда. По его сведениям, только в Нижегородской области имеется около 250 объектов размещения отходов, из них промышленных комплексов по сортировке и переработке – единицы.
В условиях отсутствия единой федеральной законодательной базы регионы вынуждены «разбираться» со своим мусором самостоятельно. Так, в Нижегородской области, которая, по выражению Сорокина, «может служить примером для всей страны», была принята региональная целевая программа развития системы обращения с отходами производства и потребления до 2012 года. Документ предусматривает формирование специализированной производственно-логистической системы, развитие глубокой переработки отходов и создание оргструктуры по управлению отраслью. Планируется построить 25 мусороперегрузочных станций и сократить количество полигонов для захоронения ТБО до семи.
 
Шаг вперед
В масштабе страны события развиваются куда более инертно. Однако если верить кремлевским экспертам, «первые шаги сделаны». Так, например, при Совете Федерации создан специальный совет, сформирована секция по законодательному обеспечению «отходной» деятельности, существует концепция построения новой отрасли. На сайте Минприроды, по словам Сорокина, выложен проект закона, который в преддверии его рассмотрения Госдумой РФ в первом чтении можно «почитать и подсказать изменения» - особенно, по его мнению, в этом должны быть заинтересованы производители, занятые в сфере переработки и утилизации отходов.
Заместитель руководителя Волжско-Окского управления по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнодзора Валерий Тамаров радуется передаче с 1 ноября некоторых «экологических» функций в ведение Росприроднадзора. Разделение полномочий между ведомствами позволит, по словам Тамарова, ускорить реализацию проектов по переработке отходов в регионах.
Пробелы межведомственного взаимодействия до сих пор тормозили успешное сотрудничество «генераторов» отходов и потенциальных потребителей, которые бы с благодарностью приняли чужой мусор в качестве сырья. Иногда стороны вообще не знают о существования друг друга. Примером может служить проблема с переработкой старых шин. «Один нижегородский завод работал в этом году на привозном сырье – шины поставлялись из-за рубежа, из соседних регионов, из Московской области, - рассказывает Валерий Тамаров. – В то же время в самом Нижнем Новгороде много старых шин находится на территории предприятий, на свалках и в оврагах».
Тамаров уверен, что работа новой отходоперерабатывающей отрасли во многом будет зависеть от качества взаимодействия ведомств и от того, насколько эффективно будет поставлена разрешительная деятельность. Еще один фактор успеха – профессионализм проектных организаций, которые занимаются разработкой «мусорных» проектов.
 
Производитель платит
Но, пожалуй, главный вопрос – как обеспечить бесперебойное финансирование процесса превращения мусора в полезный или хотя бы безвредный продукт. Законотворцы намерены возложить это почетное право на производителей и импортеров.
«За прошедший год в России появились три проекта изменений законодательства в области обращения с отходами. Базовым во всех законопроектах является введение ответственности производителя или импортера за утилизацию произведенной или ввезенной продукции, - рассказывает генеральный директор ОАО «Отраслевой оператор по обращению с отходами» Дмитрий Тукнов. - Это означает формирование дополнительного финансового потока для отрасли». И, судя по всему, речь идет о солидных внебюджетных суммах.
«Допустим, импорт у нас порядка $470 млрд, - рассуждает Тукнов. – Полагаю, что на утилизацию ввезенной продукции должно направляться от 1 до 10% от данных средств ежегодно. Эти внушительные деньги позволят привлекать кредиты и заемные средства, и, в свою очередь, дадут возможность существенно ускорить сроки модернизации производств».
Будет утвержден порядок формирования «мусорных» платежей – для импортеров при пересечении границы РФ, для отечественного производителя - при постановке своей продукции на баланс в качестве выпущенного товара. «Обращаю внимание – продукт еще не продан, а деньги на его утилизацию уже должны быть отчислены, - говорит Тукнов. - Производитель или импортер обязан утилизировать отходы самостоятельно или заключить прямые хоздоговора с организациями в соответствии с ореолом распространения своей продукции по территории страны. Для того чтобы не было белых пятен на карте России, предполагается вести федерального оператора в области обращения с отходами».
Сетевая компания – ОАО «Отраслевой оператор по обращению с отходами» - находится сегодня, по информации ее гендиректора, в стадии формирования. Соучредителями общества выступило несколько ассоциированных членов - таких как Академия коммунального хозяйства, Ассоциация уборочных компаний и др. Сетевой оператор «родит» три вида «дочек». Первые – региональные управляющие компании в области обращения с отходами. Вторые – инфраструктурные компании, обеспечивающие функционирование отрасли и, наконец, третьи – отраслевые предприятия, специализирующиеся на переработке отдельных видов сырья и объединяющиеся с производителями.
Создание сетевого «навигатора по отходам» предполагается путем покупки одной акции каждым заинтересованным хозсубъектом, который в результате становится совладельцем ОАО. По утверждению Тукнова, главным мотивом для покупки такой акции станет получение права «первой руки» для заключения конкретного хоздоговора на утилизацию или строительство инфраструктурного объекта.
 
Вторичная польза
Правда, у некоторых участников рынка уже на старте создания новой отрасли возникают сомнения, что процесс пойдет так гладко, как задумано. Не исключено, что может получиться «как всегда».
Генеральный директор Межрегиональной промышленной корпорации «ЭКОРЕЦИКЛИНГ» Юрий Терюшков признался, что у него вызывает беспокойство текущее положение дел. «Встречались ровно год назад и говорили о том же, и с тех пор немногое изменилось, - напомнил он. – До сих пор отсутствует единая нормативно-правовая база в сфере обращения с отходами. Еще в 2008 году президент страны предложил создать эту индустрию. И роль государства заключается в создании нормативно-правовых и экономических условий». Проще говоря, надо предоставить хозяйствующим субъектам возможность свободной конкуренции на новом рынке и защитить их права в случае необходимости.
При этом создание отходоперерабатывающей индустрии Терюшков называет «правильным решением». «Систему использования отходов необходимо рассматривать в качестве одно из способов воспроизведения материальных ресурсов, - говорит Терюшков. - Произвести из вторсырья продукцию на 70% дешевле, чем из первичных ресурсов. Поэтому необходима комплексная система рециклинга отходов, единая система оказания услуг сетью предприятий и подготовка продуктов переработки к конечному использованию».
Однако, по его мнению, «кроме политической воли нужно серьезное планирование деятельности». Иные словами, необходима федеральная целевая программа, концепция которой, по некоторым сведениям, уже разрабатывается.
 
Эксперимент с автохламом
Новая индустрия создается не на пустом месте. Страна уже имеет опыт цивилизованного обращения с отходами, правда, локальный и узкоотраслевой – в сфере автопрома. И помог этому кризис.
Заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области Игорь Сазонов заметил, что в регионе формируется система авторециклинга – благодаря программе стимулирования спроса на автомобили отечественного производства, включающей покупку новой машины в обмен на утилизацию старой. Основной стимул для покупателя – возможность получить значительную регионально-федеральной скидку – до 150 тыс. руб. Этот тот самый счастливый случай, когда интересы сторон сошлись.
«До 2010 г в Нижегородской области и в России не существовало централизованной и систематизированной утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей, - рассказывает Сазонов. – Нижегородская область провела эксперимент, ставший основой для формирования в стране системы авторециклинга».
По данным Сазонова со ссылкой на Минпромторг РФ, в рамках федеральной программы уже оформлено более 326 тыс. свидетельств об утилизации и реализовано около 300 тыс. авто. По количеству приобретаемых машин первое место занимает Москва, второе – Санкт-Петербург, третье – Нижний Новгород, в котором выдано более 14,4 тыс. свидетельств об утилизации и заключено около 14 тыс. договоров купли-продажи новых автомобилей местного производства.
Замминистра отмечает, что на реализацию программы из областного бюджета в текущем году было выделено свыше 292 млн руб. В новом году планируется добавить еще 240 млн руб. Экономический, социальный и экологический эффект превзошел ожидания – стабилизация производства, рост налоговых поступлений и уничтожение автохлама, портившего атмосферу. С начала весны в регионе работает сеть из 6 утилизаторов. «Именно в Нижегородской области по федеральной программе был утилизирован первый автомобиль, – заявляет замминистра. – А сейчас наши утилизаторы перерабатывают вышедшие из эксплуатации автомобили не только из нашей области, но и поступающие из других регионов».
Однако эксперты предупреждают, что рано или поздно госпрограмма утилизации транспортных средств завершится и придется изобретать новые меры, чтобы не потерять авторециклинг.
Например, одним из административных методов «оживления» отрасли может стать контроль органов госвласти над хранением старых автомобилей. «Еще в 2005 году постановлением правительством Нижегородской области предусматривалась административная ответственность для владельцев брошенных машин. Для граждан штраф составлял 1-3 тыс. руб., для юрлиц 15-20 тыс., - вспоминает Сазонов. - Владельцы автотранспорта несут ответственность за брошенное имущество, и это является стимулом для сдачи непригодных к эксплуатации машин на утилизацию».
Еще одним мотивом для «добровольно-принудительной» утилизации может стать введение ограничений на коммерческое использование машин в зависимости от возраста авто и соответствия экологическим характеристикам. «Вопрос очень сложный, поскольку затрагивает имущественные интересы многих собственников транспортных средств, - признается Сазонов. – Поэтому принятие документов в этой сфере требует взвешенного решения».
 
Инструкция по применению
Но так ли уж необходимо изобретать что-то новое и уникальное в национальном масштабе? Может, имеет смысл воспользоваться чужим опытом? Тем более, многие страны готовы охотно делиться этими ресурсами.
Эксперт Европарламента и Еврокомиссии по вопросам экологии Баренд тен Брюггенкайте подробно обрисовал схему законотворчества, которая позволила оздоровить экологическую обстановку в Европе и его родной Голландии. По словам эксперта, работа по созданию общеевропейского законодательства по защите окружающей среды была начата с рамочной директивы по обращению с отходами производства. Затем появились директива по обращению с опасными отходами и решение совета ЕС по перевозке мусора. «Особенно важно было разобраться с процессами утилизации каждого вида отходов, - подчеркивает эксперт. - Для каждого из двух конечных циклов существования продукции мы разработали собственные директивы – по организации процесса мусоросжигания и по созданию полигонов».
Начало создания общеевропейского законодательства по созданию полигонов эксперт относит к 1998 году. Впрочем, как утверждает Баренд тен Брюггенкайте, в этой сфере Нидерланды опередили Евросоюз на 20 лет – национальная правовая база, регламентирующая использование полигонов, существует с 1976 года.
«Мы занимаемся глобальной переработкой отходов», - заявил эксперт. В частности, Голландия перерабатывает отработанные масла, сточные воды, элементы питания и аккумуляторы, упаковочные материалы, отходы химпроизводства, мусор портовых хозяйств, старые автомобили, электробытовые и электронные устройства. И это лишь небольшая часть длинного списка, вызывающего чувство зависти и обиды за державу.
Голландцы знают, как из отходов получить тепло, электричество, обеспечить предприятия разных отраслей дешевым сырьем. Например, одним из способов удовлетворения энергоголода страны стало создание под Амстердамом одного из крупнейших в мире заводов по мусоросжиганию, вырабатывающего электроэнергию для муниципалитета и горячую воду для системы отопления домов. Сейчас на территории Голландии работают 11 предприятий, перегоняющий мусор в электричество. Как ни парадоксально, они практически не создают выбросов в атмосферу, что обеспечивает комфортное существование близлежащим жилым районам. «Люди не стремятся покинуть эти территории», - уверяет Брюггенкайте.
Впрочем, по-другому жить Нидерландам, видимо, не получается. «Особенности нашей системы утилизации отходов определяются высокой плотностью населения. Общий враг голландцев – вода, уровень подземных вод высокий. Затраты на утилизацию всех отходов составляют около 10 млрд евро, - заметил Баренд тен Брюггенкайте. – Наши предприятия вынуждены работать так, чтобы не нарушать интересы участников других бизнес-процессов. Поэтому во всех отраслях царит полное взаимопонимание по поводу обращения с отходами – вся продукция, отработавшая срок жизни, поступает в систему утилизации».
Деньги, которые аккумулируются в Брюсселе для обеспечения эффективной системы оборота отходов в ЕС, в основном направляются на финансирование стратегических проектов по защите окружающей среды Евросоюза в целом. В самой Голландии, если верить Брюггенкайте, стратегических опасностей для экологии уже не существует – это маленькое государство сумело устранить проблему полигонов для захоронения твердых бытовых отходов. «Система налогообложения такова, что предприятия заинтересованы не в захоронении отходов, а в рециклинге», - объяснил Брюггенкайте и добавил, что любое загрязнение окружающей среды обходится производителю в очень крупную сумму.
«Законодательство ЕС в сфере обращения с отходами очень жесткое, а в Голландии - еще строже. Меры, предусматривающие исполнение законов, прописаны четко, - констатирует эксперт. – Наибольшая часть населения страны живет в небольших городах на фермерских участках, испытывая потребность в том, чтобы почва была чистая». Кстати, в связи с тем, что земля в Голландии очень дорогая, а «мусорное» законодательство суровое, всего за 10 лет, к 2005 году, в стране удалось полностью уничтожить само понятие «полигон по захоронению отходов». «Их больше нет! - восклицает Брюггенкайте и уже более спокойно замечает. - Голландцы народ прагматичный. Можно много разговаривать, но мы предпочитаем делать. Надо просто работать».
Законопослушность базируется на трепетном отношении к природе. В маленькой стране экологическое образование поставлено на широкую ногу, чтобы у детей с ранних лет возникло ощущение зависимости от окружающей среды. В школах преподаются правила цивилизованного обращения с отходами – путем деления мусора на группы. «В каждом доме в Голландии имеется по три мусорных бачка – для обычных отходов, бумажных отходов и растительного мусора, - говорит Брюггенкайте. - Поэтому нас называют обществом рециклирования».
По большому счету секрет голландского успеха прост и сводится к двум принципам, хорошо известным в России: «Меньше слов, больше дела» и «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
 
Заграница нам поможет
Голландские экологи с энтузиазмом внедряют опыт обращения с мусором в других странах, решая проблемы полигонов с отходами в городах Восточной Европы – Софии, Бухаресте, Варшаве. По утверждению Баренда тен Брюггенкайте, Голландия готова передать накопленные знания и России. Тем более, существуют тиражируемые интеллектуальные продукты и технологии, которые могут быть экспортированы и воспроизведены в других странах.
«В России плотность населения меньше, чем в Голландии и нет такого дефицита земель, но европейский опыт мы обязательно используем», - обнадежил член Совета Федерации Михаил Сорокин.
Один российский производственник внимательно выслушал голландского эксперта и в кулуарах скептически заметил, что у нас в принципе невозможно воспитать культуру обращения с мусором. Во-первых, жесткость законов в России традиционно компенсируется их неисполнением. А во-вторых, условия жизни здесь совсем другие – земли много, а жилплощади скромные. «Большинство населения проживает в стесненных условиях. И кто, интересно, в кухне «хрущевки» захочет держать сразу три мусорных ведра для разных видов отхода? Они же место занимают», – рассуждает эксперт.
Есть и третий «подводный» камень – воплощая в жизнь передовые идеи, мы часто увлекаемся процессом, забывая о результате. И если такая национальная болезнь обойдет стороной «мусорную» реформу – это будет счастливым исключением из правил.  
 
 

Смотри также:
© Нижегородский Бизнес Журнал
Тел.: (831) 296-09-70, 296-09-71, 296-09-72, 411-52-98
ул. Горького, 117, оф. 510 (БЦ «Столица Нижний»)