№12, декабрь 2010, Механика бизнеса/Лица - ИННОВАЦИОННОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ"
Подобно тому, как деньги тянутся к деньгам, одни инновации способны притягивать другие и создавать третьи. О том, как работает этот принцип в масштабах региона, рассказывает председатель Законодательного Собрания Нижегородской области Виктор Лунин.

 

- Виктор Николаевич, с какими финансовыми результатами войдет в 2011 год Нижегородская область?
- Финансовые результаты – это, прежде всего, показатели работы нашей промышленности. За январь – сентябрь рост промышленного производства составил почти 156 %  к аналогичному уровню прошлого года. Это очень хороший показатель. Растут денежные доходы населения, ощутимо увеличился розничный товарооборот.
Убежден, что областной бюджет текущего года (его плановые показатели – 84,8 млрд рублей по доходам и 93,7 млрд рублей по расходам) мы выполним. И даже, думаю, перевыполним. Поставлена четкая задача – поднять собираемость налога на доходы физических лиц. Отставание по НДФЛ на конец ноября существенно – собираемость  составляет всего 64 % к годовому плану. Есть информация о том, что владельцы и руководители ряда компаний применяют «серые» схемы расчета с сотрудниками, выдают деньги в конвертах. Это позволяет им не платить социальный налог, уменьшать налогооблагаемую базу. Впрочем, у нас есть и необходимый опыт, и эффективные методы борьбы с такого рода «налоговым хулиганством». Намечен целый комплекс мероприятий по работе с крупными, средними, а также мелкими компаниями и предприятиями. Они будут увеличивать фонды оплаты труда своих сотрудников.
 
- Каков прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на ближайшую перспективу?
- Областной бюджет на 2011 год стоит охарактеризовать как умеренно-консервативный: 81,4 млрд рублей по доходам и 88,4 млрд рублей – по расходам. Пока это без учета основной части федеральных денег, которые регион получит в рамках совместного финансирования крупных программ. Думаю, что мы неоднократно будем уточнять бюджет в сторону увеличения, и по итогам 2011 года он составит около 100 млрд рублей. Все запланированные программы будут профинансированы в полном объеме.
Стратегия развития региона на ближайший год предполагает реалистичные и, безусловно, вполне достижимые планы. В частности, планируется увеличение основных базовых показателей –  регионального валового продукта, промышленного производства, сельского хозяйства, розничного товарооборота, денежных доходов населения – от 5 до 10%. При этом поставлена задача увеличить фонд оплаты труда на 13%, а налогооблагаемую прибыль предприятий поднять примерно на 10%.
Бюджетообразующие показатели прогнозируются выше, чем объем промышленного производства. Это значит, что предприятия должны увеличить производительность за счет более эффективного использования внутренних ресурсов. В том числе внедрения современных технологий, реализации инновационных проектов.
 
- Что для этого надо сделать? Как побудить научно-промышленный потенциал региона работать более эффективно? Каких законов нам не хватает для того, чтобы встать на «инновационные рельсы» модернизации экономики?
- В первую очередь, это меры государственной поддержки и стимулирования. Инновационная деятельность по своей сути более рискованная и не всегда гарантирует быструю прибыль. Требуется системный подход к развитию и регулированию отношений в данной сфере. Должны быть установлены общие критерии, правила. Необходим и реестр инновационных товаров, услуг, технологий, включающий регистрацию технических характеристик и уникальных качеств такой продукции.
Приходится констатировать, что на федеральном уровне этого пока нет. И мы вынуждены самостоятельно, в порядке опережающего регулирования, изобретать меры стимулирования. Приняты областные законы о поддержке и инвестиционной, и инновационной деятельности. Они достаточно эффективны и хорошо уже себя зарекомендовали, но, повторюсь, четкие правила игры необходимо ввести на государственном уровне: разделить полномочия, определить приоритеты. Весь спектр отношений государства, бизнеса, науки и производства в этой сфере должен быть максимально подробно регламентирован.
Нужна сбалансированная политика, в том числе по стимулированию спроса на внедрение инновационной продукции, товаров и услуг через систему государственного заказа. Продукция должна быть не только инновационной, но и конкурентоспособной по цене. А это не только техническое переоснащение предприятий, но и  подготовка профессиональных кадров, освоение энергосберегающих технологий, новые критерии качества продукции. Без этого сложно говорить о модернизации нашей экономики.
Еще один важный аспект – защита интеллектуальной собственности. Возможно, стоит задуматься о компенсации части затрат на приобретение патента на изобретение и лицензии на производство инновационной продукции. Это непростой процесс, и помощь государства была бы крайне востребована.
 
- Какие законотворческие инициативы в уходящем году позволили улучшить взаимоотношения бизнеса и власти и компенсировать негативные тенденции влияния кризиса в сфере привлечения инвестиций, создания новых инфраструктурных проектов, государственно–частного партнерства?
- Около полугода назад был принят областной закон о государственно-частном партнерстве.В его рамках, к примеру,будут строитьсяфизкультурно-оздоровительные комплексы в Павловском, Лукояновском и Краснобаковском районах. Ранее все ФОКи строили исключительно за счет бюджетных средств. Сегодня удалось привлечь в эту сферу и частный капитал. Безусловно, это очень эффективная форма взаимодействия, которая позволяет решать масштабные задачи, причем в более сжатые сроки.
Практически «на подходе» подписание соглашения о строительстве в Нижегородской области 25 специализированных предприятий по сортировке и вторичной переработке бытовых отходов. Проект также будет реализован в рамках государственно-частного партнерства. Средства частных инвесторов будут использоваться и при реализации крупных инфраструктурных проектов. В частности, речь идет о строительстве моста через Волгу в районе Подновья и южного обхода Нижнего Новгорода, который позволит убрать из города значительную часть транзитного транспорта.
Думаю, областной закон о государственно-частном партнерстве мы приняли очень своевременно. Ряд проектов практически готов к реализации, часть соглашений – в разработке.
Если говорить об инвестиционном законодательстве, то значительная поддержка бизнесу оказывается на областном уровне, в том числе бюджетообразующим предприятиям, которые инвестируют средства в модернизацию производств. Они получают поддержку в виде налоговых льгот, компенсации части процентной ставки по кредитам и т.д.
Стоит сказать и о снижении ставок налога для малых предприятий, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Максимальная ставка была 15% , в этом году мы ее сократили до 7%. Поддержку получают и обрабатывающие производства. При модернизации оборудования и совершенствовании материально-технической базы льгота может составить до 50% от общего уровня налога. В текущем году производственные мощности нижегородских предприятий были обновлены более чем на 4 млрд рублей. Сегодня правительство области намерено оценить степень эффективности применяемых льгот и до конца года должно представить анализ Законодательному Собранию. Это даст возможность понять, все ли льготы, которые были установлены на региональном уровне, достигают желаемого результата. Дело в том, что некоторые собственники и руководители компаний, которые пользуются льготами, не в полном объеме выдерживают условия, на которых предоставляется государственная поддержка. Этот недостаток будет ликвидирован.
          
- Раз уж речь зашла о власти и бизнесе, то насколько на ваш взгляд, эффективным для развития региона может стать приход во власть предпринимателей? С какими управленческими сложностями может столкнуться «профессиональный бизнесмен» в большой политике?
- Управленец, который прошел школу бизнеса либо как собственник, либо как топ-менеджер, нужный человек во власти. Он не понаслышке знаком с проблемами бизнеса, понимает, как стимулировать развитие компаний, знает способы оптимизации налогообложения. Он много чего знает. Такой опыт всегда будет необходим и востребован.  Важно – с какими целями человек идет во власть. Если его намерения честны – это прекрасно. Самое главное – не перепутать карманы. Тогда приход на высокий пост будет эффективен. Социально-экономическое развитие города или района получит дополнительный стимул.
 
- Как сейчас складывается ситуация в сфере кредитования бизнеса? Во время кризиса промышленникам и предпринимателям было сложно получить деньги на развитие. Можно ли решить эту проблему с помощью взаимодействия государства, финансистов и предпринимателей?
- Тема «с бородой». Причем эта проблема не только регионального уровня. В стране нет «длинных» денег, а для развития бизнес хотел бы получить средства на 10-20 лет. Предприятия часто загоняют себя в тупик короткими кредитами, возникают проблемы с обслуживанием и возвратом займов. Безусловно, одной из ключевых задач государства для разрешения ситуации является вовлечение  средств различных пенсионных фондов, страховых компаний и других финансовых институтов в источники финансирования банков. Важно запустить финансовый маховик, и тогда в промышленность пойдут длинные и недорогие кредиты. Это непростая задача, но ее необходимо решать. В том числе уточнять законодательство в этой сфере.
В настоящее время ставки кредитов пока еще достаточно высоки, и это обусловлено общим состоянием экономики. Отчасти ситуацию смягчают программы удешевления процентных ставок за счет бюджетных средств. В свое время, когда эти меры еще только разрабатывались, далеко не все депутаты их поддерживали. Говорили, что не следует «кормить банки за счет бюджетов», много спорили. Но уже пару лет спустя после внедрения в нашем регионе эксперимента идею подхватили на федеральном уровне, и сейчас данный механизм широко используется по всей стране.
Кроме того, для привлечения кредитных ресурсов мы используем механизм областного залогового фонда, в котором находится 30 объектов недвижимости на сумму более 700 млн рублей. Был принят специальный закон о залоговом фонде, и пока у нас нет ни одного проблемного случая с возвратом кредитов, полученных по этой схеме. Думаю, что их и не будет, поскольку при проработке механизма предоставления таких гарантий возможные риски были минимизированы. Этот интересный и новый инструмент, внедренный в Нижегородской области, оказался наиболее востребован в пик кризиса, когда предприятиям нужны были заемные деньги. Так что использование регионального залогового фонда – это наша законодательная инновация, позволяющая предприятиям получать средства на реализацию инновационных проектов. Убежден, что это взаимосвязанные процессы.
 
<СПРАВКА>
Помощь с залогом
Закон «О залоговом фонде Нижегородской области» вступил в силу 1 января 2008 года, был откорректирован в феврале 2009 г. Закон принят с целью создания условий для привлечения инвестиций в экономику региона, реализации приоритетных проектов и программ социально-экономического развития. В первую очередь закон призван поддерживать субъекты малого предпринимательства и промпредприятий, имеющих проблемы с залоговым обеспечением, лишенных возможности привлечения заемных средств, пополнения оборотов и выплаты зарплаты. Предоставление в залог объектов залогового фонда (ЗФ) осуществляется на безвозмездной основе.
В ЗФ не могут быть включены объекты культурного наследия, комплексы, имеющие природоохранное, экологическое, генетическое, научно-рекреационное значение, лесопарковые защитные пояса, особо охраняемые территории и др. Решение о предоставлении в залог объектов залогового фонда принимает региональное правительство по итогам конкурса. Критериями отбора заявок на предоставление в залог объектов ЗФ являются социальная и экономическая значимость для области, экономическая эффективность проектов.
 

Смотри также:
© Нижегородский Бизнес Журнал
Тел.: (831) 296-09-70, 296-09-71, 296-09-72, 411-52-98
ул. Горького, 117, оф. 510 (БЦ «Столица Нижний»)