№10, октябрь 2010, Механика бизнеса/Лица - "ТРУДОГОЛИК ИЗ "ЛИМПОПО"
Владимир Герасичкин, владелец первого частного зоопарка в России, не стесняется убирать территорию вместе с рабочими...

 

Владимир Герасичкин, владелец первого в России частного зоопарка, как и многие в 90-е годы, начинал бизнес «от нечего есть». Он был военнослужащим, а с деньгами в вооруженных силах в то время было туго - жалованье платили раз в 2-3 месяца. Поэтому, чтобы прокормить семью, по ночам Герасичкин вынужден был подрабатывать, занимаясь частным извозом. Тогда-то, в 1995 году, во время ночных поездок по городу, ему и пришла в голову идея организовать точку питания для таких, как он, - находящихся в разъездах. Он занял у друзей одну тысячу рублей на стартап, переоборудовал ржавеющий на даче подержанный контейнер в торговый киоск и купил первый товар. Дело у него пошло, и уже через два года доходы от продаж продуктов питания в киоске позволили ему построить собственное кафе. Еще через пару лет он открыл второе кафе – в Сормовском парке. Разумеется, о собственном зоопарке он тогда даже не думал.
«Многие бизнесмены, прежде чем начать новое дело, тщательно изучают рынок. Для меня создание зоопарка было скорее не бизнес-проектом, а порывом души. «У человека всегда, когда проходит определенный отрезок жизненного пути, возникают новые идеи. На тот момент я не стремился к развитию бизнеса. У меня было кафе, и этого мне было достаточно: мне хватало на еду, одежду, машину, квартиру, хороший ремонт. Я не стремлюсь к роскоши, - поясняет Владимир Герасичкин. - И понимаю и ценю тех людей, которые хотят оставить после себя память – вернее, то, что принесет людям радость и моральное удовлетворение. Тогда я задался вопросом: «Что же можно оставить после себя?» Кафе – это все равно бизнес, которым ты живешь, а зоопарк – объект, который нужен всем, и особенно детям».
Идея открыть зоопарк возникла спонтанно. Однажды Владимир Герасичкин нашел маленького совенка на территории Сормовского парка, где работало его кафе «Пляж». После этого совенок поселился в кафе, в специально оборудованном для него месте. А Владимир Герасичкин загорелся идеей открыть в Нижнем Новгороде частный зоопарк. Конечно, он задумывался о том, сможет ли содержать такой проект. Поэтому съездил в Москву, посоветовался с директором московского зоопарка, пообщался с другими его работниками и решил начать. На первый порах Герасичкин сделал ставку на птиц - по одной простой причине: содержать их выходило куда дешевле, чем животных. Но со временем стал приобретать хищных и копытных животных. Сегодня коллекция его зоопарка «Лимпопо» включает около 128 видов животных и птиц.
В первый год работы Владимир Герасичкин считал каждую копейку. Никаких доходов зоопарк ему не приносил, а существовал как своего рода социальный проект. Вход в зоопарк он сделал тогда бесплатным.  Однако нижегородцы благородного порыва Герасичкина не оценили. «Я только тратил свои нервы, потому что постоянно – на каждом шагу – приходилось одергивать людей. Каждый считал, что ему позволено все, что он захочет, ведь все удовольствия бесплатны, - вспоминает он. - Люди ломали ветки с яблоками, скармливали их животным, обрывали цветы – это было настоящее безобразие. И только когда я установил плату за вход, ввел билеты, люди потихоньку начали воспитываться. Это бы переход на качественно иной уровень развития зоопарка и моего бизнеса».
Как признается Владимир Герасичкин, доходы от платы за вход не позволяют окупать годовые затраты зоопарка. Ведь это сезонный бизнес. Летом дела идут хорошо – денег на содержание животных и территории хватает, но с наступлением осени зоопарк уходит в «глубокий минус». «Зиму мы просто переживаем, - сетует Владимир Герасичкин. – Вся прошлая зима была очень морозная. Иногда на работу выходил всего один человек. А штат у нас большой, и просто так людей не уволишь, всем нужно платить зарплату, не смотря ни на что. Пережили тот год на минимуме, но в долги не влезли».
Поэтому он принял решение создать сопутствующую инфраструктуру в своем зоопарке: кафе (сейчас здесь работают четыре кафе, одно из которых детское) и площадку с аттракционами. Летом все эти направления зарабатывают деньги, чтобы в зимнее время хватало на электроэнергию, обогрев, корм животным и зарплату сотрудникам.
Мой дом – моя крепость 
Зоопарк «Лимпопо», согласно задумке его владельца, работает в формате контактного зоопарка: неопасных для людей животных можно потрогать и покормить с руки. Именно таким видит свой зоопарк его владелец.   
«Я практически живу с зоопарком, - признается Владимир Герасичкин. - И работаю я ежедневно. Я трудоголик. Не привык отвлекаться на отдых. В месяц у меня не более двух выходных. И эти редкие дни для меня настоящий праздник». Работа для него - лучше путешествий. Энергии на все проекты Владимиру Герасичкину пока хватает. Самый главный мотивационный фактор для него – это результаты труда. «Построю красивый вольер – и у меня сразу появляются силы, хочется начать новый проект и сделать его еще лучше. У меня есть система: я ежедневно обхожу зоопарк и интересуюсь буквально всем: наблюдаю за животными, задаю персоналу кучу вопросов. Если этим не заниматься, то в работе тут же начинаются сбои», - говорит он. В отличие от многих своих коллег Владимир Герасичкин черной работы не чурается. «Я очень требователен и к себе, и к подчиненным. Я никогда не пройду мимо, если увижу недоработку, недочет в работе. И я готов ее сам устранить, если это в моих силах. Никогда не стесняюсь в зоопарке наклониться и подобрать бумажку, потому что это моя территория, мой дом. Я знаю, что многие предприниматели никогда не будут убираться на своей территории, никогда не возьмут в руки ни лопату, ни метлу. Если нужно, то в снегопад я со всеми рабочими убираю лопатой снег, - рассказывает он. - Я этого не стесняюсь».
Несмотря на то, что у Герасичкина есть заместители и проверенные сотрудники, в зоопарке существуют направления, которые он никогда никому не доверяет. «Я не могу передоверить вопросы дизайна, размещения и строительства вольеров. Эти вопросы я курирую сам, - рассказывает он. - Мой заместитель по строительству строит объекты, но все узлы, детали продумываю я. Есть один моменты, которым я никогда не занимаюсь, – это закупка цветов. Я не участвую в этом, но разбиваю клумбы сам. Также я никому не доверяю подрезку деревьев, формирование крон. Сам решаю, где лишние деревья, а где следует посадить новые. Сам занимаюсь подбором коллекции животных. И, как любой директор, подбираю руководящий персонал, а рядовых сотрудников уже набирает каждый в своем направлении: заместитель по строительству – строителей, начальник охраны – охранников, заведующий производством по общепиту – поваров, заместитель по зоочасти – зоотехников. Я знаю, чувствую и верю в то, что именно на лидере держится львиная доля любого проекта. И чтобы работа была отлажена, как часы, приходится работать в ежедневном режиме, без перерывов. И тогда удается создать ауру, которая защищает твой проект – твое любимое детище – от негатива».
Неудавшийся филиал
Владимир Герасичкин так увлекся своим зоопарком, что однажды даже решил открыть его филиал в Дзержинске. Проанализировав систему развлечений этого города, он сделал вывод, что зоопарка с сопутствующей инфраструктурой отдыха там как раз и не хватает. Центральный парк Дзержинска вообще привел Герасичкина в ужас: «Кругом одним пивные, а аттракционы такие, что, даже если бы мне заплатили, я бы не рискнул отправить на них своих детей».  И он начал переговоры с местными властями о выделении земельного участка под организацию зоопарка на территории города. Переговоры длились два года: Владимир Герасичкин наступал, власти держали оборону. Но однажды, когда терпение было уже на исходе, он таки решился задать самому себе вопрос: «А зачем мне все это надо?» И переговоры прекратил. Раз и навсегда.
Впрочем, может быть, и к лучшему. Трудностей и без того хватает. «Сегодня обстановка с зоопарком, мягко говоря, не очень спокойная, - говорит Герасичкин. – Определенные люди положили глаз на зоопарк и всячески мешают его развитию. Сначала нам сузили площадь до 3 га. Так что, перспектив расширения у нас однозначно нет. Но стоять на месте мы все равно не будем!»
В планах предпринимателя – провести модернизацию и реконструкцию вольеров. Как и многие другие предприниматели, Владимир Герасичкин во время своих путешествий изучает передовой опыт в своей сфере и некоторые «фишки» старается внедрить у себя.   «Когда я приезжаю в другой город или страну, конечно же, стараюсь посетить здешний зоопарк, - рассказывает он. - На какой зоопарк я бы хотел ориентироваться? Это зоопарк «Фриджи» в Тунисе – чистый, с большим количеством животных. Это действительно зоопарк, который рассчитан больше, наверное, именно на туристов. Процесс детально организован: и фото, и обед, который включен в стоимость. Очень интересный проект. Все дорожки вымощены африканским деревом, которое не гниет, или камнем. Идешь по зоопарку и чувствуешь, что гуляешь по настоящей Африке. Я перенял оттуда тему дерева. В нашем зоопарке из дерева сделаны домики для животных. Я еще не был в германском зоопарке, хотя, знаю, его следует посетить. Говорят, это очень большой и богатый зоопарк. Не был я и в знаменитом пражском зоопарке, где вольеры для животных поражают своими размерами - видел его только на фотографиях. Это все дела будущего. Зато я был в Таиланде: там огромный зоопарк, который не обойдешь просто так пешком: нужно либо брать мотоцикл, либо ездить на автобусе. Его площадь порядка 300 гектаров».
Сейчас в комплексе, куда входят три направления бизнеса, работает около 140 человек. «Когда я принимаю на работу человека, обращаю внимание на несколько вещей. Первое – это здоровый образ жизни. Если пришедший на собеседование систематически употребляет спиртные напитки, я никогда его не возьму на работу. Если даже возьму ошибочно, все его недостатки практически сразу же проявятся. Я сразу предупреждаю: если я на рабочем месте вижу кого-то в нетрезвом состоянии, то увольняю сразу», - говорит наш собеседник. Второе, на что обращает внимание Герасичкин, это профессионализм: «Самое главное для меня в деле – это профессионализм. Мне важно, чтобы люди знали, чем они занимаются, потому что нет смысла учить барана ловить бабочек». Впрочем, чаще всего людей приходится все-таки обучать и давать им испытательный срок. «Если за три месяца я ничего не могу с человеком сделать, если у него нет ни любви к животным, ни понятия, каким образом и чем их накормить, то мы с ним просто расстаемся, потому что животные – это дети. Они не скажут, что ты их неправильно кормишь, не попросят чего-нибудь другого, - поясняет он.- Если человек не понимает этого, то зачем мне губить моих животных? Я не могу брать на работу человека только для того, чтобы у него было все хорошо. Я беру человека для того, чтобы все хорошо было у животного: было чисто в вольерах, место обитания животного должно быть ухоженно, у него всегда должна быть хорошая еда, своевременно и по схеме - витамины, потому что животное не может получать все необходимое только от одного мяса».
Также при приеме на работу Владимир Герасичкин обращает внимание на внешний вид. Если человек приходит неряшливо одетый, то он и к работе будет относиться с таким же неуважением, как и к себе, считает Герасичкин. Если у него нет системного подхода, значит, и работа не будет клеиться. «При личной беседе уже, как правило, видно, стоит ли брать человека на работу или нет. Хотя внешний вид иногда бывает и обманчив – важно не доверять только первому впечатлению, - поясняет директор зоопарка. - К примеру, пришедший ко мне на встречу главный инженер имел не совсем презентабельный вид. Но в ходе работы я понял, что не ошибся с выбором. Теперь участок электроснабжения я полностью доверяю ему – я снял с себя эту проблему. Но таких людей мало. Причем, в любой профессии».
О себе
«Я не мудрый и не хитрый. Я, скорее, эмоциональный, вспыльчивый. Не терплю, когда меня не слышат. Когда работники обижаются на меня за то, что я начинаю с ними ругаться на повышенных тонах, я говорю им, что готов разговаривать шепотом, но они меня не слышат. Если я уже два-три раза говорил на эту тему, а они все равно продолжают делать по-своему, то я вспыхиваю. Когда подчиненные не слушают меня в третий-четвертый раз, я больше не повышаю голос, просто снижаю заработную плату. И тихо, спокойно говорю: «Извините, у вас в следующем месяце заработная плата будет чуть поменьше».

Смотри также:
© Нижегородский Бизнес Журнал
Тел.: (831) 296-09-70, 296-09-71, 296-09-72, 411-52-98
ул. Горького, 117, оф. 510 (БЦ «Столица Нижний»)