№6, июнь 2010, Механика бизнеса/Рынки - "РАЗМЕР "МИКРО"
Микроорганизации часто сетуют на то, что банки отказывают им в кредитовании только потому, что они маленькие. Банкиры парируют: дело отнюдь не в размерах бизнеса…

 

Оценить объективно ситуацию в сегменте кредитования микробизнеса довольно трудно. Во-первых, далеко не все банки ведут раздельную внутреннюю статистику, т.е. выделяют микросегмент внутри малого бизнеса. Во-вторых, и вести ее не так-то просто, ведь зачастую предприниматели, чтобы облегчить процесс получения займа, берут потребительские кредиты, которые оформляются на физическое лицо. «Кредиты оформляются как на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, так на собственников бизнеса. При этом кредиты в размере до 600 тыс руб. выдаются только под поручительство собственников», - подтверждает Александр Харитонов, управляющий Нижегородским филиалом Промсвязьбанка. Если сравнивать объемы кредитования юридических лиц и ИП без учета кредитов, выданных как потребительские, то в деньгах доля ИП невелика. В большей степени это объясняется тем, что им чаще всего требуются небольшие суммы. Для сравнения: до 1 апреля нижегородскими банками было выдано кредитов индивидуальным предпринимателям на сумму 12 млрд рублей, а юрлицам – на 191 млрд рублей (данные СПАРК). Но здесь опять-таки нужно учитывать, что как ИП функционируют не только микро, но и малые и средние предприятия, а микропредприятия далеко не всегда зарегистрированы как ИП.     
Между тем, по данным президента Российского микрофинансового центра Михаила Мамуты, которые он озвучил в ходе конференции «Кредитование малого и среднего бизнеса» в Москве, потребность микропредприятий в кредитных ресурсах сегодня обеспечена только на 15%. Согласно исследованию Национального института системных исследований проблем предпринимательства в привлечении заемных ресурсов в прошлом году в России в целом нуждались 48,3% малых предприятий (данные опроса, май 2009 года). При этом почти 40% из них охарактеризовали степень доступности заемных ресурсов как низкую, еще 16,1% - как очень низкую, и только чуть более 9% оценили степень доступности кредитов как высокую и очень высокую.
В то же время в банках, специализирующихся на кредитовании малого бизнеса, говорят о том, что сегодня они выдают предпринимателям тысячи микрокредитов. По словам Дмитрия Федюнина, начальника кредитного управления ОАО «НБД-Банк», в количественном выражении доля микрокредитов составляет более 50% от общего числа займов, выданных бизнесу. В ФОРУС Банке на микрокредиты приходится около 90% от объема кредитования.
 
В долгах, как в шелках       
Почему же тогда представители микробизнеса говорят о недоступности заемных финансов?
До кризиса владельцы микро- и малых предприятий набрали потребительских кредитов, и в результате сегодня оказались обременены большими долгами, которые уже не позволяют им кредитовать бизнес в банках, отмечает Дмитрий Федюнин.
«Основной причиной отказов в выдаче кредитов является большая закредитованность предпринимателей, - соглашается Роман Королев, директор департамента развития бизнеса ЗАО «ФОРУС Банк». - Некоторые предприниматели имеют большое количество кредитов и с трудом справляются с их погашением. Здесь задача банков в конечном счете – помочь предпринимателю, а не загнать его в долговую яму». Плохая кредитная история тоже причина для отказа: у таких заемщиков благодаря Бюро кредитных историй шансов получить деньги даже в других банках, т.е. тех, кому они еще не должны, - нет.    
Кроме того, у определенной категории предпринимателей, тех, кто в 90-е начал свой бизнес, но не смог изменить сложившееся в советские времена представление о жизни (а таких в микробизнесе немало), все еще сильны «иждивенческие настроения», отмечает Дмитрий Федюнин. Они приходят в банк за кредитом в полной уверенности, что банк просто обязан выдать необходимые им деньги. При этом платить за возможность пользовать заемными средствами они не готовы. «Мы пытаемся найти компромисс с этими предпринимателями и объяснить им, что так же, как и они, занимаемся бизнесом, а не благотворительностью, и потому кредитные ресурсы не бесплатны, - продолжает он. – Но они зачастую искренне не понимают, как это так: банк, у которого априори есть деньги, не хочет давать им в долг просто так».
- Чаще всего мы отказываем заемщику в том случае, если предоставленная им информация не соответствует действительности: финансовые и плановые показатели неоправданно завышены, запасов в наличии нет, а предлагаемое им обеспечение по кредиту является низколиквидным, - добавляет Александр Бедняков, управляющий филиалом ОАО «БИНБАНК» в Нижнем Новгороде.
Это что касается объективных причин. Между тем у банков есть и другие способы «отсева» ненужных клиентов - от высоких ставок до ограничений минимальной суммы кредита. «Многие банки не рассматривают работу с предпринимателями, занимающимися микробизнесом, как приоритетную. И зачастую считают кредитование индивидуальных предпринимателей на суммы менее 500 тыс рублей бесперспективным и убыточным, - подтверждает Роман Королев. - Отсюда и идут «заградительные» тарифы и условия. Хотя в нашем банке работа с такими предпринимателями является основным приоритетом».
Банкиры уверяют, что рентабельным кредитование микро- и малого бизнеса может стать только при условии разработки специальной методики кредитования. Расходы микропредприятия неразрывны с расходами семьи его владельца, и именно в привязке к «домашним» затратам и необходимо рассматривать таких заемщиков, отмечает Николай Русов, управляющий филиалом «Нижегородский» банка «ГЛОБЭКС».
Основной сложностью при оценке маленьких заемщиков по-прежнему является то, микробизнес, как правило, функционирует в форме ИП – зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя проще и дешевле, а отчетность происходит по упрощенной системе. Именно по этой причине оценить возможности и перспективы такого заемщика сложнее. Правда, как говорит Дмитрий Федюнин, это лишь вопрос технологии и методики: «Наша технология позволяет специалистам банка самостоятельно составлять финансовую отчетность за заемщика (баланс, отчет от прибылях и убытках и т.п.) и на основе ее анализа принимать решение о кредитовании».                
Однако нужно сказать, что процентные ставки на небольшие суммы кредитов выше. В данном случае ставки обусловлены не рисками банка, а затратами на выдачу кредитных средств. Для обслуживания малого бизнеса требуется больше персонала. При более низкой рентабельности операций ставки получаются выше, констатирует Дмитрий Федюнин.             
Различий в принципах и ценовой политике кредитования ИП и юридических лиц банки не делают. «Существенных различий в условиях кредитования ИП и юрлиц в нашем банке нет, различия касаются только пакета документов, необходимых для кредитования, обусловленных организационно-правовой формой организаций», - подтверждает Анастасия Королева главный специалист отдела кредитования Ланта-Банка. Между тем, банкиры не зря говорят про индивидуальный подход к заемщикам. Можно предположить, что ИП, входящему в состав более крупной компании, получить сам кредит будет проще, чем независимому предпринимателю, а условия могут оказаться более выгодными.   
 
Кризис и кредиты
В период кризиса банки ужесточили подход к заемщикам, некоторые и вовсе отказались от кредитования малого бизнеса, закрыв соответствующие программы. Собственно, банкиры и не скрывают, что им пришлось пересмотреть условия выдачи кредитов в кризис.
«В прошлом году были скорректированы приоритеты в кредитовании, некоторые стандарты и условия пришлось пересмотреть в сторону ужесточения, - признается Александр Харитонов (Промсвязьбанк). - Но кредитование мы не приостанавливали: как раз на малый и средний бизнес был сделан основной упор. Единственным, пожалуй, существенным изменением по условиям кредитования стал срок фактического существования фирмы – не менее 12 месяцев. Уже начиная со второго квартала 2009 года, после относительной стабилизации в сегменте МСБ, банк начал снимать ряд ограничений, например, по срокам выдачи кредитов, по обеспечению ссуд.
Александр Бедняков (БИНБАНК) также отмечает, что условия кредитования в период кризис были ужесточены. «Безусловно, кризис заставил банки более внимательно подходить к анализу не только ИП, но и всех заемщиков, однако, в целом, подход к анализу финансового состояния не изменился. Несколько ужесточились требования к залогу: банк предпочитает в качестве обеспечения рассматривать недвижимость, землю, автотранспорт, однако кредиты под залог товаров в обороте тоже выдаются, - отмечает он.
- Больше внимания стало уделяться анализу кредитного риска, анализу кредитной истории клиента, - добавляет Роман Королев (ФОРУС Банк). - Усилились требования по обеспечению. Многие отрасли ограничены в кредитовании. Но, несмотря на то, что в 2009 году работа с ИП большинством банков была приостановлена, сейчас наблюдается тенденция существенного оживления в работе с данным сегментом. Практически все банки возобновили программы обслуживания малого бизнеса и активно развивают это направление. Но все же в области именно микрофинансирования предприниматели по-прежнему существенно ограничены в доступе к финансовым ресурсам.  
А как пережили кризис сами «малыши»? Хватило ли им сил, чтобы расплатиться с банками? И насколько надежны они как заемщики?     
О доле проблемных кредитов банкиры говорить не любят, ведь большой процент просрочек и невозвратов указывает не только на недобросовестность заемщика-предпринимателя, но и отчасти на проблемы с «входным контролем» в самом банке или на желание банка выдать как можно больше кредитов, не задумываясь о дальнейшей лояльности клиентов.
- В последнее время количество проблемных заемщиков увеличилось. Это естественно в период экономического спада, - говорит Роман Королев. - Но в то же время большинство микропредпринимателей смогли перестроиться. Это вообще очень гибкие и целеустремленные люди. В большинстве своем они очень ответственны. Но проблема в том, что банки не всегда помогают им грамотно оценить свои финансовые возможности и спланировать денежные потоки. В связи с этим часто даже при всей своей ответственности предприниматель просто физически не может справиться с долговой нагрузкой, сформированной при работе с несколькими банками, каждый из которых заинтересован выдать максимально возможную сумму. Кредиты должны помогать развиваться, а не вредить бизнесу.
Это подтверждает и исследование НИИСПП. «Зачастую предприниматели не знают о существовании специальных продуктов, ориентированных на малый бизнес, а банки, со своей стороны, редко включают компоненту повышения финансовой грамотности предпринимателя в свои маркетинговые стратегии, - говорится в документе. - Малый предприниматель может быть недостаточно финансово образован, чтобы грамотно подать заявку на финансирование: составить бизнес-план, сформулировать цели кредита. Сюда же стоит отнести и адекватность запросов, когда нет ясного понимания, соответствует ли этот кредит направлению, целям и масштабам бизнеса».
Однако эксперты отмечают, что процент проблемных кредитов не зависит от формы собственности бизнеса – только от сознательности его владельца. «Проблемные кредиты возникают вне зависимости от того, кто заемщик – ИП или юрлицо. В большей степени это вопрос менеджмента, насколько грамотно строится бизнес и насколько ответственный подход к обязательствам у заемщика», - говорит Анастасия Королева.  Между тем на недавней онлайн-конференции по кредитованию малого бизнеса, организованной холдингом «ФИНАМ», представители банков отмечали, что в этом сегменте проблемные кредиты в среднем составляют 7,6% от общего количества.   
 
СПРАВКА
Прирост количества субъектов среднего и малого бизнеса в России, включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей, в 2009 году составил 9,3%. Наибольший рост отмечается в микросегменте (до 15 сотрудников) – на 30,6%. Вместе с тем количество малых предприятий (от 15 до 100 человек), напротив, сократилось – почти на 20%.
Несмотря на рост субъектов микробизнеса, их предпринимательская активность в 2009 году снизилась сильнее, чем в других сегментах: обороты упали почти на 6%, а инвестиции в бизнес – на 40%.
Источник: НИИСПП
 

Смотри также:
© Нижегородский Бизнес Журнал
Тел.: (831) 296-09-70, 296-09-71, 296-09-72, 411-52-98
ул. Горького, 117, оф. 510 (БЦ «Столица Нижний»)