№3, март 2010, Полигон/Проекты - "РАСШИРЕНИЕ ДОРОГИ"
ЗА ТРИ ГОДА ИДЕЯ НИЖЕГОРОДСКИХ СТУДЕНТОВ СОЗДАТЬ СИСТЕМУ МОБИЛЬНОГО ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДОРОГАМИ ПРЕВРАТИЛАСЬ В ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО МАСШТАБА. ПО ВЕРСИИ RUSSIAN MOBILE AWARDS, ОДИН ИЗ СЕРВИСОВ DOROGATV СТАЛ ЛУЧШИМ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ 2009 ГОДА. ЧТО ДАЛЬШЕ?

 

Проект DorogaTV вырос из «студенческого стартапа». Четверо студентов во время прохождения летней школы−стажировки в Нижегородской лаборатории ННГУ — Интел
разработали пилотный проект — систему мобильного видеонаблюдения за дорогами с использованием беспроводных технологий, которая впоследствии «обросла» множеством дополнительных сервисов. Как рассказывает участник проекта Евгений Макаров,
поначалу авторы вкладывали в этот проект собственные «небольшие» деньги. Узнав о возможности размещения в бизнес−инкубаторе, зарегистрировали компанию, подали заявку и прошли конкурс на право размещения. После запуска стартап быстро развивался и стал узнаваемым в городе, и проекту удалось привлечь дополнительные инвестиции.
В прошлом году, начав расширяться, компания покинула стены инкубатора и арендовала офис недалеко от центра города.
Расширяться компания стала в первую очередь за счет запуска проекта в других регионах. К нему уже подключены несколько городов. «Нас, в основном, интересуют города с на−
селением от 500 000 человек и прежде всего — города−миллионники, — говорит Евгений Макаров. — Здесь более сформирован спрос на подобные сервисы. Правда, первым городом после Нижнего Новгорода, в котором мы апробировали свою программу, была небольшая Дубна, где мы запустили проект летом прошлого года. В «пилотном» режиме DorogaTV сейчас работает в Москве, Калининграде, Казани, Новороссийске».
Открывать филиалы в городах присутствия не требуется. Проект тиражируется за счет поиска партнеров в этих регионах. В основном это интернет−провайдеры и интеграторы
систем GPS−мониторинга. Собственно, партнерам предлагается взять на себя финансирование создания инфраструктуры для проекта (видеокамеры, системы слежения за движением общественного транспорта, локальный контент и т. п.).
В Нижнем Новгороде в системе DorogaTV сейчас задействованы 103 камеры видеонаблюдения. «Некоторые видеокамеры установлены совместно с партнерами, — отмечает он, — например, камеры на Борском мосту установлены в партнерстве с компанией «НСС» (один из основных партнеров проекта в Нижнем Новгороде)».
 
О пробках
Разработчики проекта говорят, что спрогнозировать заранее и наобум, в каком именно месте образуется пробка, невозможно: «Если кто попытается сделать такой прогноз, девять человек из десяти ошибутся». С помощью соответствующих сервисов проекта человек может непосредственно перед выездом куда−либо отследить ситуацию на дорогах через веб−камеры и выбрать оптимальный путь, «проложить» собственный маршрут и получить информацию о движении и пробках именно на этом маршруте и т. д.
В принципе, то же самое можно сделать и с помощью некоторых других сервисов, например, Яндекс. Пробки. Однако, говорит Евгений Макаров, у этих проектов — своя ниша: проект DorogaTV, в отличие от них, ориентирован не только на автомобилистов, а вообще на всех тех, кто находится в пути. Так, сервиса, аналогичного сервису «Общественный транспорт», нет ни у кого, отмечает он. Информацию о передвижении автобусов DorogaTV получает от Центральной диспетчерской службы. «В ЦДС за−
интересованы в развитии сервисов информирования пассажиров об общественном транспорте, поэтому нам удалось договориться о сотрудничестве». На основе получаемых данных рисуется карта пробок, треки маршрутов, периодичность движения автобусов и т.д.
— Судя по всему, весьма трудоемкий процесс…
— Трудности возникают только на начальном этапе, когда необходимо состыковать систему нового поставщика данных и нашу программу. В дальнейшем, когда передача данных отлажена, «картинка» создается автоматически, и этот процесс практически даже не нужно контролировать, — отмечает он.
 
О доходах
Параллельно с географическим расширением DorogaTV монетизирует свой проект по той же технологии, что используют и другие интернет−проекты, — за счет продажи интерактивной рекламы и перевода на платную основу ряда сервисов.
— Какие сервисы станут платными для пользователей?
— Одна из возможностей связана с тем, что не все потенциальные пользователи обладают хорошими мобильными телефонами, которые позволяют просматривать тяжелый видео−контент и самостоятельно отслеживать ход автобусов по маршруту. Поэтому планируется ввести услугу, согласно которой пользователь, отправив свой код и номер интересующего его маршрута, в течение двух минут будет получать в ответ sms−сообщение о времени прибытия автобуса на остановку. Стоимость, возможно, будет чуть ниже стоимости билета.
— Если стоимость услуги будет практически сопоставима с ценой билета, тем, кто ездит на общественном транспорте, это вряд ли будет интересно. Вам так не кажется?
— Да, при такой стоимости действительно получается невыгодно. Поэтому мы решаем эту проблему. Наиболее выгодная цена, предложенная нам одним из sms−агрегаторов,
составляет три рубля. Это уже конечная цена для пользователя.
Еще один способ заработка, по сути, подсказали сами пользователи, которые обращаются в DorogaTV с просьбами предоставить видео аварий, произошедших в поле зрения камер видеонаблюдения. Однако пока в компании исследуется техническая возможность введения данного сервиса. «Хранить видеозаписи предполагается в течение определенного срока», — отмечает Евгений Макаров.
Сейчас DorogaTV насчитывает в Нижнем Новгороде 80 000 пользователей, из которых 50% приходится на пользователей веб−сайта, остальные 50% — на пользователей мобильного приложения. «При этом мы заметили, — говорит Евгений Макаров, —
что только 10−15% аудитории пересекается, т. е. пользуется и сайтом, и мобильным телефоном».
— На каком количестве пользователей, по вашим прогнозам, остановится прирост аудитории проекта, где «потолок»?
— В Нижнем Новгороде зарегистрированы около 300 000 автомобилей. Плюс, есть те, кто могут пользоваться нашими сервисами, но ездят на общественном транспорте. Из этих предельных цифр можно оценивать максимальную аудиторию.
— Хорошо, охватите страну, заработаете на монетизации. Что дальше будет происходить с сервисом, вы уже знаете?
— Сейчас я не готов вам сказать точно. Горизонт планирования у нас — один год: технологии слишком подвижны, а ситуация в стране пока не очень стабильная. За этот год мы планируем сделать качественный федеральный сервис.

Смотри также:
© Нижегородский Бизнес Журнал
Тел.: (831) 296-09-70, 296-09-71, 296-09-72, 411-52-98
ул. Горького, 117, оф. 510 (БЦ «Столица Нижний»)