№3, март 2010, Механика бизнеса/Право - "ЗАКОННЫЕ ШУТКИ"
В 2009 ГОДУ ВСТУПИЛИ В СИЛУ НЕСКОЛЬКО ЗАКОНОВ ИЗ «ПАКЕТА АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕР» ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПОМОЧЬ МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ БИЗНЕСУ. ТЕПЕРЬ ПРОВЕРОК МЕНЬШЕ. НО МЕТОДЫ РЕВИЗОРОВ «ЧИЩЕ» НЕ СТАЛИ. А САМИ «МЕРЫ» СПОСОБНЫ СЫГРАТЬ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ЗЛУЮ ШУТКУ.

 

О том, как реально работают «антикоррупционные меры», когда ждать ревизоров и как спасали нижегородскую производственную компанию от «сюрпризов» нового законодательства, рассказывает адвокат Дмитрий Коленков.
 
— Дмитрий Владимирович, какиеиз законов, входящих в так называемый «пакет антикоррупционных мер» президента, наиболее важны для малого и среднего бизнеса? Каким образом они защищают интересы предпринимателей?
— Сейчас важнейшим и самым объемным нормативным актом является, безусловно, федеральный закон № 294−ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (над−
зора)», вступивший в силу с 1 июля 2009 года. Самое главное — законодатели решили сократить количество и продолжительность проверок бизнеса.
 
— О каких проверках идет речь?
— Закон распространяется не на все контрольные мероприятия. Например, не подпадают под него оперативно−розыскная деятельность, дознание, следствие, суд, административное расследование, прокурорский, налоговый, финансовый, валютный и
банковский надзор и т. п. Закон касается лишь проведения процедур пожарного надзора, санэпиднадзора, технадзора и т. д. Все проверки подразделяются на плановые и внеплановые, а также на документарные и выездные. Плановые проверки по этому закону теперь могут проводиться не чаще, чем раз в три года (раньше, до вступления закона в силу, один раз в два года). Исключение сделано для организаций, работающих в социальной сфере, а также для сфер здравоохранения и образования: их можно проверять
более одного раза в три года. Контролирующие органы при этом обязаны обеспечить общедоступность ежегодного плана проверок предприятия. С 2011 года ежегодный
сводный план проверок будет доступен на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
 
— С плановыми проверками все ясно. В каких случаях предпринимателям, согласно новому закону, ждать проверок внеплановых?
— Во−первых, в том случае, если нарушения, выявленные в ходе предыдущей проверки, вовремя не устранены. Во−вторых, если причинен вред жизни, здоровью граждан, вред
природе, безопасности государства, чрезвычайные ситуации и если существует угроза данных событий. Информацию о таких нарушениях контролирующие органы будут получать из органов власти, СМИ и из обращений рядовых граждан по вопросам
нарушения их прав соответствующей организацией. В этом случае нарушителю также следует ждать внеплановой проверки.
 
— Выездные проверки, надо думать, самые «неприятные» для бизнеса. Когда они применяются?
— Выездные проверки — самая жесткая мера контроля. Они проводятся, когда предоставленных предпринимателем для документарной проверки, не хватает для полноты и достоверности сведений о деятельности предприятия и выполнении обязательных требований. Сначала ревизоры проверяют документы, в которых содержатся общие сведения о деятельности организации, и документы, содержащие информацию о соответствии обязательным требованиям в сфере их деятельности.
Если документов не хватает или в них недостаточно сведений, то ревизоры запрашивают дополнительные документы. Если и тогда они найдут нарушения, то предприятию грозит выездная проверка. Срок проведения и документарной, и выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней (пока что — 30 дней). Если проверяющие «задерживаются» на предприятии, нарушая эти сроки, то результаты проверок автоматически признаются недействительными. Плановая выездная проверка не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия.
 
— После того как прокуратуры стали проверять правомерность и обоснованность проведения проверок ревизорами, стало ли их меньше? Работает ли новый закон на пользу бизнеса и как? К чему готовиться предпринимателям?
— Минэкономразвития подсчитало, что сегодня в России продолжают заниматься проверками более 30 федеральных органов, не считая региональных и муниципальных контролеров. Хотя предприниматели отмечают, что за последнее время положение
улучшилось, а проверок стало меньше. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. На практике применение этого закона таит в себе немало сюрпризов для предпринимателей.
 
— Например?
— Недавно ко мне обратился владелец производственной фирмы с серьезной проблемой (имя по понятным причинам не называю). Месяц назад к нему пришел инспектор пожарной службы одного из районов города с плановой проверкой. Предприниматель не удивился: три года к нему никто не приходил, поэтому визит пожарного инспектора был закономерен.
Инспектор пробыл на предприятии два часа, обошел все помещения, что−то записывал и в итоге установил: «Выявлены многочисленные нарушения. На окнах у вас глухие решетки, в складских помещениях — антресоли из горючих материалов, светильники эксплуатируются со снятыми колпаками и т. д. Вынужден вас оштрафовать». После чего спросил: «Как у вас с деньгами?» Предприниматель признался: «Кризис — долги». Тогда инспектор поинтересовался, хватит ли ему трех месяцев для устранения нарушений, выписал штраф в 1 000 рублей и длинное предписание, из которого следовало, что тот должен устранить нарушения в течение трех месяцев. Бизнесмен решил, что на этом все закончилось: он тут же устранил практически все нарушения и уведомил инспектора пожарной службы. Через неделю его вызвали в суд.
Неожиданно для него суд принял решение приостановить деятельность предприятия на 30 суток — наложить пломбы, опечатать помещения и отключить электроэнергию. Вместе с
тем пожарные просили суд закрыть производство даже не на один, а на три месяца, ссылаясь на то, что в кризис бизнесу будет трудно найти средства на антипожарные мероприятия. Доводы предпринимателя о том, что нарушения он устранил, суд во внимание не принял по причине отсутствия «каких−либо документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений». Какие документы надо было представить, в суде
бизнесмену так и не объяснили. Пожарные развели руками, мол, ничего поделать в этой ситуации не могли: по закону они не могут повторно проверить предприятие без решения суда.
 
— И что делать в такой ситуации? Как решали проблему?
— Месяц простоя производства грозил компании банкротством. Хорошо, что владелец фирмы обратился к нам сразу после суда. Мы успели в срок подать кассационную жалобу и тем самым приостановить решение суда о закрытии предприятия. По ходу работы над делом выяснилось, что многие ссылки на правила пожарной безопасности в постановлении ошибочны, а по некоторым пунктам пожарные рассматривали предприятие как торговое, хотя таковым оно не является. Например, устройство антресолей из горючих материалов, о котором было сказано в предписании пожарной
службы, не относится к производственным предприятиям.
После подачи кассационной жалобы (а это был единственный выход) предприниматель устранил нарушения, уведомил об этом управление пожарного надзора своего района и
попросил провести повторную проверку. Однако ему отказали: плановая проверка малого предприятия может проводиться раз в три года, в соответствии с ФЗ № 294 оснований для
повторной проверки нет, и такое поручение может выдать только суд. И посоветовали написать ходатайство в суд, что он и сделал.
 
— Контролирующие органы действительно не могут проводить внепланово повторную проверку без соответствующего решения суда?
— Согласно этому закону повторная внеплановая проверка может проводиться только по истечении срока, данного судом на устранение нарушений. И если предприниматель хочет досрочно прекратить наказание, он должен сам обратиться в суд и попросить проверить самого себя. Вот такую злую шутку сыграл с предприятием закон, который должен был
его защитить. Кстати, в ходе этого дела мы выявили еще одну схему «работы» инспекторов пожарной службы.
 
— Что это за схема?
— Половину выявленных инспекторами пожарной службы нарушений обычно имеет право устранять только лицензированная организация. Так вот, такие структуры, как правило, оказываются аффилированными с районными пожарными инспекторами. Не удивлюсь, если их возглавляют и учредили близкие пожарных. В итоге инспекторам не надо брать прямые взятки: они зарабатывают, просто увеличивая объемы претензий. Прайсы, по которым работают аффилированные организации, чаще всего завышены вдвое.
 
— Можно как−то обойти такую организацию?
— Можно. Собственно, я посоветовал предпринимателю привлечь специализированную фирму из соседнего района. За приемлемую сумму они быстро помогли устранить все оставшиеся недочеты: испытали пожарные краны, замерили сопротивление, определили категории пожароопасности и т. д.
 
— Внеплановых проверок со стороны каких контролирующих органов предпринимателям сейчас, когда закон работает, стоит опасаться больше всего?
— Для малого бизнеса главным злом сегодня являются не проверяющие структуры как таковые, а коррумпированные чиновники районных администраций. Судя по рассказам
моих клиентов−предпринимателей, чиновники на местах творят абсолютный произвол. Считаю, что это происходит из−за паралича закона о местном самоуправлении. Чиновничьи структуры закулисно подминают под себя все профессиональные структуры — пожарных, налоговую, Роспотребнадзор. Чаще всего именно чиновники инициируют проверки, в том числе внеплановые, чтобы уничтожить неугодных предпринимателей.
Наиболее эффективной «дубиной» в руках чиновников, на мой взгляд, является пожарный надзор.
 
— Почему?
— Во−первых, законодательство о пожарной безопасности является самым объемным и противоречивым. Чтобы не совершить ни малейшей ошибки, предприниматель должен в
совершенстве знать Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69−ФЗ «О пожарной безопасности», Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 820 «О государственном пожарном надзоре», Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 года № 385 «О федеральной противопожарной службе» и т. д.
Во−вторых, согласно статье 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами достигает вплоть до приостановления деятельности на срок до 90 суток. В условиях кризисах это равносильно банкротству предприятия.
В−третьих, предприниматели нередко жалуются на то, что пожарные службы постоянно выпускают новые нормативные акты, и они никогда не знают, какую претензию им предъявят в следующий раз. А иногда, чтобы выполнить требования нового противопожарного норматива, им как минимум надо снести половину офиса или склада и построить заново. Поэтому предприниматель, проектируя помещение и заведомо зная, что оно все равно не будет соответствовать пожарным требованиям, морально уже готов дать взятку, когда к нему придут с проверкой. Чтобы реально снизить коррупцию в сфере проверок, достаточно сделать противопожарные законы прозрачными, конкретными и непротиворечивыми. Хотя, как показывает опыт моих клиентов, даже это еще не гарантия: в России на каждого строптивого предпринимателя найдется свой «пожарный».
 
— Как−то все−таки можно защититься? Неужели «антикоррупционные меры» не предусматривают никакой ответственности для чиновников?
— Изначально проект закона №294 предусматривал прямую ответственность чиновника перед предпринимателем за нарушение его прав. Но этот пункт в закон почему−то не вошел, что, на мой взгляд, его сильно обесценило. Сегодня конкретный чиновник, закрывая предприятие или арестовывая его счета, не несет за этой никакой ответственности. Даже если суд выяснит, что чиновник был не прав. Практика показывает, что когда внеплановая проверка выгодна чиновнику, проверяющие инстанции без промедления ее инициируют, не стесняясь в средствах. Об этом свидетельствуют результаты работы местных прокуратур, выдающих санкции на внеплановые проверки.  По словам моего бывшего коллеги из прокуратуры одного из районов города, сегодня
прокуратура отменяет более трети внеочередных проверок, потому что они оказываются откровенно надуманными. Например, он столкнулся с весьма характерным случаем: районная пожарная инспекция настойчиво просила провести проверку предприятия на основании заявления некоего гражданина. В прокуратуре не поленились и начали искать заявителя, но в итоге выяснилось, что человека с такими фамилией−именем−отчеством не существует. Но зачастую проверить реальное существование заявителя крайне сложно.
 
— Как на практике, на ваш взгляд, при реализации ФЗ−294 прокуратура преследует интересы предпринимателей или она на стороне контролирующих органов?
— Вопрос непростой. С одной стороны, прокуратура в своем роде тоже контролирующий орган и заинтересована в выявлении разного рода правонарушений. В этом смысле она,
конечно, на стороне проверяющих инстанций. С другой стороны, прокуратура — это орган надзора за исполнением закона всеми субъектами правоотношений, в том числе и контролирующими органами. И в этом смысле прокуратура надзирает за ходом и законностью проведения самих проверок и органов, осуществляющих эти проверки. И с этой позиции прокуратура на стороне предпринимателей, по крайней мере так задумано
законодателем. На практике прокуратуре надо отдать должное. Эта организация и так крайне перегружена работой и обязанностями. Да еще ФЗ−294 работы подбросил в виде
регулярного контроля внеплановых проверок. Но, судя по результатам, прокуроры работают добросовестно. Отмена порядка 30% внеплановых проверок — очень ощутимый прогресс для малого и среднего бизнеса. При таком начале есть основания надеяться, что предприниматели не останутся без защиты.

Смотри также:
© Нижегородский Бизнес Журнал
Тел.: (831) 296-09-70, 296-09-71, 296-09-72, 411-52-98
ул. Горького, 117, оф. 510 (БЦ «Столица Нижний»)