№1-2, январь-февраль 2010, Механика бизнеса/Рынки - БЕЛОРУССКИЙ «СЮРПРИЗ» АВТОДИЛЕРАМ
С КОНЦА ПРОШЛОГО ГОДА В РОССИИ ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО УСТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРОСТРАНСТВА С БЕЛОРУССИЕЙ И КАЗАХСТАНОМ МОЖЕТ СЫГРАТЬ С НАШИМ АВТОРЫНКОМ ЗЛУЮ ШУТКУ. В ВИДЕ БОЛЬШОГО ОБЪЕМА ИМПОРТА ДЕШЕВЫХ Б/У ИНОМАРОК ИЗ БЕЛОРУССИИ. ПОСТРАДАЕТ ЛИ НИЖЕГОРОДСКИЙ АВТОРЫНОК ОТ «БЕЛОРУССКОГО ВВОЗА»?

 

В конце прошлого года столичные автодилеры стали опасаться массового ввоза подержанных иномарок из Белоруссии после установления единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза с Россией и Казахстаном. Эксперты не исключают, что сейчас в Белоруссии, пока унифицированные тарифы для част−
ных лиц трех государств не вступили в силу (единые тарифы для юрлиц действуют с 1 января), формируется запас автомобилей для их последующего ввоза в Россию и в Казахстан. Ввозные пошлины для частных лиц в Белоруссии все еще остаются очень низкими: растаможить подержанную иномарку там стоит примерно в 10 раз дешевле, чем у нас. По некоторым данным, речь может идти о ввозе не менее 200 000 б/у машин, сколько из них может попасть именно на российскую территорию — пока непонятно. Эксперты считают: если поток раста−
моженных в Белоруссии автомобилей хлынет в Россию, то пострадают мно−
гие. Однако все при этом уверены: правительство обязательно что−нибудь  предпримет.
— Опасения по ввозу подержанных иномарок из Белоруссии, конечно, имеются, однако есть надежда на принятие правильного решения правительством России об определенном порядке ввоза таких машин и стоимости их растамаживания. Если цена на такие автомобили в России будет без учета действующих российских таможенных пошлин, — уверен Сергей Звонилов, директор компании «Арлан−МОН» — официального дилера Renault в Нижегородской области, —
тогда «белорусские» автомобили отнимут значительную часть рынка не только подержанных, но и новых автомобилей (российских и иностранных).
Его опасения и надежды разделяет и директор RussianAutomotiveMarketResearch Татьяна Арабаджи.
— Договоренности в рамках Таможенного Союза еще до конца не урегулированы. Для юридических лиц стран−участниц ТС уже введены единые ввозные пошлины на автомобили, для физических лиц — пока еще нет. Думаю, правительство предпримет в ближайшее время все меры, чтобы не допустить на рынок растаможенные в Белоруссии подержанные иномарки. Иначе эффект от введения заградительных пошлин на поддержанные иномарки и увеличения ввозных пош−
лин на новые машины сведется к минимуму, — объясняет она. — Впрочем, если российскому правительству все−таки не удастся быстро договориться с Лукашенко, и в Россию после 1 июля хлынет−таки поток дешевых подержанных иномарок из Белоруссии, это скажется на российском авторынке в целом, и на нижегородском рынке в том числе. Причем, на всех его сегментах, кроме премиум, покупатели которого предпочитают новые автомобили. Пострадают все: АвтоВаз, иномарки российской сборки или импортированные. Поскольку можно будет приобрести иномарку из Белоруссии более высокого класса со сроком эксплуатации 2−3 года за те же деньги, что и новую машину «попроще» у официальных дилеров здесь. По предварительным подсчетам, стоимость новых Ford Focus или Toyota Camry окажется сопоставима, например, с ценой трехлетней Audi A6.
Алексей Федотов, директор дилерского центра Infiniti компании «Агат−Премиум», подтверждает:
— На нашем сегменте — продаже автомобилей Infiniti — ввоз подержанных иномарок значительно вряд ли скажется. Infiniti покупают весьма состоятельные люди зачастую как элемент роскоши или даже нередко в подарок, и они, естественно, предпочитают новые автомобили. Между тем, у автомобильного холдинга «Агат» есть и другие автосалоны, в том числе продающие иномарки массового сегмента. И если стоимость подержанного автомобиля более высокого класса, ввезенного из Белоруссии будет сопоставима со стоимостью нового ав−
томобиля массового сегмента иномарок, то в этом случае, на них действительно может сильно сказаться ввоз дешевых машин в страну, если правительство не предпримет в ближайшее время никаких заградительных мер.
 
Рухнувший импорт
Напомним, российское правительство уже решило поддержать отечественный автопром в прошлом году заградительными ввозными пошлинами в отношении поддержанных автомобилей и повышением таможенного тарифа на ввоз новых иномарок. В итоге, по предварительным данным Russian Automotive Market Research, в прошлом году в Россию импортировали всего 11 200 подержанных автомобилей (точные данные по импорту появятся в феврале). По сравнению с
2008 годом импорт б/у автомобилей сократился на 96%.
— Наш автосалон в основном занимается продажами новых автомобилей марки Renault, и введение заградительных таможенных пошлин (иначе это не назовешь) благоприятно сказалось на продажах новых автомобилей, — отмечает Сергей Звонилов.
Падение объемов импорта наблюдалось и в сегменте новых машин — на 58%. Согласно предварительным данным Russian Automotive Market Research, в страну были ввезены 630 000 новых иномарок. Всего в России в 2009 году было продано 1, 466 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей — на 49% меньше, чем в предыдущем году, из них иномарок — около 1, 053 млн. машин.
— Падение продаж автомобилей иностранного производства в 2009 году по сравнению с 2008 годом, по данным, которыми располагает наша компания, составляет по некоторым маркам до 50% и более. Разница количества ввезенных автомобилей и проданных очевидна: распродаются автомобили, ввезенные ранее, — объясняет Сергей Звонилов. — В настоящее время ввозить подержанные иномарки не выгодно из−за высоких пошлин, ввозить новые нецелесообразно из−за больших остатков нераспроданных в 2009 году автомобилей.
— В 2009 году был всеобщий спад, по большей части связанный с кризисом, — добавляет Вадим Беляков, руководитель отдела продаж компании «АвтоХолдинг». — Тем самым никто не мог удержать сокращение ввоза.
 
Скидки еще понадобятся
После повышения ввозных пошлин на новые иномарки столичные СМИ писали о том, что вследствие этой меры стали расти цены на них и в салонах автодилеров. В особенности у тех, кто торгует автомобилями российской сборки. Однако нижегородские эксперты говорят о других причинах изменения цен.
— Пошлины на новые автомобили повлияли на стоимость автомобилей в салонах автодилеров не столь значительно как падение курса рубля, которое в среднем за год составило около 30%, — поясняет Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive MarketResearch. — Во−первых, пошлины для новых автомобилей выросли всего на 5%. Во−вторых, в страну в 2009 г. было импортировано не так
много машин, некоторые импортеры успели ввезти автомобили еще до
увеличения ввозных пошлин и значительного падения курса рубля. Поэтому в прошлом году в основном распродавались стоки 2008 года по дисконтным программам.
— Цены на новые автомобили, изготовленные вне РФ, формировались
официальным представителем Renault в России только исходя из изменений
курса валюты. Мы строго соблюдаем цены, установленные для нас производителем, — подтверждает Сергей Звонилов.
— Цены в 2009 году не выросли, скорее - наоборот: на некоторые модели пришлось даже делать скидки. Ситуация и так была накалена, — говорит Вадим Беляков.
Однако, как отмечает Татьяна Арабаджи, автомобили 2009 и 2010 года будут стоить дороже.
— Но для того чтобы они продавались, производители должны и в 2010 году предоставить покупателям скидки, — считает она. — Не у всех автопроизводителей может хватить финансовых ресурсов на то, чтобы второй год подряд продавать машины со значительным дисконтом. К тому же, постоянные скидки негативно сказываются на имидже марки. Поэтому ряд производителей заявили о том, что в этом году существенных скидок на машины не будет. Таким образом, если автопроизводители не начнут тотальные распродажи, ситуация с
продажами в автосалонах будет ненамного лучше, чем в 2009 году.
 
Кому беда, а кому и радость
Вместе с тем, ввозные пошлины в России пока остаются на прежнем уровне. Несмотря на то, что об их повышении в правительстве заявляли как о временной мере, связанной с необходимостью поддержки российского автопрома. В то, что тарифы в последствии, как предполагалось, вернутся хотя бы к докризисному
уровню, эксперты сомневаются. Ведь нет ничего более постоянного, чем
временное.
— На моей памяти снижения ввозных пошлин на автомобили не было ни разу, поэтому говорить о том, что такая ситуация временна, значит в чем−то лукавить, — говорит Сергей Звонилов. — Снижение пошлин в ближайшие год−два ожидать не стоит — отечественный производитель так и не оправился от кризиса. Но ранее действовавших тарифов, по моему мнению, уже не будет — для этого
необходимо очень сильное лоббирование интересов зарубежных авто−
компаний или даже стран, которые являлись постоянными поставщиками
старых автомобилей на рынок России.
— Действие повышенных ставок таможенных пошлин на ввоз новых легковых автомобилей было продлено до июня 2010 года и может быть продлено еще на девять месяцев до марта 2011 года, в случае если автомобильный рынок не будет хорошо восстанавливаться, — поясняет Татьяна Арабаджи. — Если в 2010 году темпы восстановления рынка будут хорошими, то июнь 2010 года может стать последним месяцем действия повышенных пошлин. Но мне кажется, что в
обоих случаях сохранятся повышенные пошлины на подержанные машины.
Впрочем, от этого внутренний рынок б/у автомобилей, похоже, только
выиграет.
— Повышение пошлин скажется на рынке б/у автомобилей только положительно, — считает Вадим Беляков. — Это даст возможность отсеять так называемый «хлам» и сделать рынок б/у автомобилей более цивилизованным. Пропадут «перегонщики».
Не боится внутренний рынок поддержанных автомобилей и «белорусского ввоза». Скорее наоборот. Участники рынка уверены, что даже «обещанный» объем импорта не собьет цены.
— Цены снижаться, скорее всего, не будут, — прогнозирует Вадим Беляков. — Просто у людей появится больший выбор. Также ввоз из Белоруссии может повлечь за собой исчезновение некоторых продавцов б/автомобилей (конкурентов), что тоже может сыграть нам на руку.
— Наш автосалон занимается продажами подержанных автомобилей,
однако их доля очень незначительна — в основном данные автомобили
приходят по схеме TRADE−IN (прием подержанного автомобиля в зачет части стоимости нового). «Белорусский ввоз» на такую схему повлияет мало, но часть рынка подержанных и новых иномарок такой ввоз может оттянуть на себя. Снижение цен на новые автомобили маловероятны, возможно, цена снизится на подержанные автомобили при массовой смене владельцами устаревающего парка, — предполагает он.
— По опыту крупных московских автодилеров (а ставка на продажу поддержанных авто и trade−in — самый очевидный тренд в бизнесе дилеров), цены на подержанные иномарки в прошлом году существенно не снижались, — рассказывает Татьяна Арабаджи. — Многие, скорее всего, выжидали, пока дилеры распродадут автомобили 2008 года со значительными скидками, чтобы затем выгоднее продать свои машины. Да и снижать цены частным продавцам не
имело смысла. Как правило, человек продает свой автомобиль, чтобы купить другой, и без существенной доплаты. А вот если в Россию пойдут подержанные иномарки из Белоруссии, то, конечно, цены на российский секонд−хенд тоже будут снижаться.
 
Подозрительный шум
На фоне общей ситуации на авторынке и в связи с предпринимаемыми правительством мерами уже сами по себе разговоре о притоке в страну дешевых б/у машин из Белоруссии выглядит более чем странно.
— Мне представляется, что очередные «слухи о смерти» несколько преувеличены. Схема получения сверхдохода от ввоза иномарок из Белоруссии слишком известна и проста, чтобы сработать, — рассуждает Алексей Федотов. — Слишком большая шумиха поднята вокруг этого вопроса, а большие деньги, как известно, делают в тишине. Да и представим, как будут урегулировать на высших уровнях этот вопрос: с одной стороны мощное лобби автодилеров и российских производителей автомобилей (которых и так кормит государство), которым ввоз
дешевых иномарок может повредить, а с другой — некие «физические лица из Белоруссии». И вот уже Дмитрий Анатольевич говорит, что «если мы договариваемся о Таможенном союзе, а это в целом для нас выгодно, то мы, конечно, должны унифицировать и пошлины, причем пойти на взаимные действия».
По данным белорусских СМИ, перед Новым годом на белорусско−литовской границе, действительно, отмечался ажиотаж в виде очередей, однако затем он спал. Сейчас решение об унифицировании тарифов таможенных пошлин со стороны Белоруссии должен принять лично президент страны Александр Лукашенко. 􀁊

Смотри также:
© Нижегородский Бизнес Журнал
Тел.: (831) 296-09-70, 296-09-71, 296-09-72, 411-52-98
ул. Горького, 117, оф. 510 (БЦ «Столица Нижний»)